€ 100.53
$ 94.09

Жемчужины русского зодчества по преданиям старины

12 января 2020, 19:46

Михаил Небольсин

Михаил
Небольсин
Блог Михаила Небольсина

краевед, историк
Главной целью богоугодного дела храмостроительства – несомненно стал поиск национального своеобразия. Не случайно, зодчие того времени возводили часовни и церкви не по чертежам и проектам, а «как мера и красота скажут», выражая этим свою сопричастность божественной гармонии мироздания, запечатленной в образе храма.

Наивысшим проявлением народного религиозного творчества явилось храмоздательство, превратившее в прошлом Новоусманский край в уникальный заповедник традиций деревянного храмового зодчества. Особо значимая роль храма в структуре мироздания отразилась в исторических преданиях о выборе места для строительства церкви. Подчас, ввиду долгих и бесплодных споров, этот выбор отдавался «в руки Божии» и осуществлялся с помощью живых существ и неодушевленных предметов, обладавших высочайшим сакральным статусом (конь; дерево; икона). Так жители Рождественской Хавы, решив построить у себя церковь, не раз сходились для обсуждения этого вопроса, но так и не сошлись во мнении. Этим спорам не было бы конца, если бы один из местных уважаемых стариков не придумал план, а именно: запрячь молодого жеребца в сани, направиться в лес, срубить там строевое дерево и положив его на сани, пустить жеребца на свободу: где тот остановится – на том месте и быть церкви. Таким образом в 1710 году в Рождественской Хаве было выбрано место под строительство первой деревянной церкви, освященной в честь Рождества Христова.

Аналогичный спор возник и при выборе места под строительство деревянного храма в Успенской Хаве. Здесь среди местных жителей широко бытовали предания о том, что лес, предназначенный для строительства церкви, сплавляли до выбранного места по реке Хава, но утром обнаруживалось, что он чудесным образом оказывался совершенно в другом месте. После нескольких неудачных попыток становления церкви, строители пришли к выводу, «что сам Бог назначает место, угодное ему для постройки своего храма».

Так же в этом вопросе часто обращались к помощи икон, явлениями которых Бог выражает свою волю относительно места, где должен быть заложен храм. Именно так жители Казанской Хавы (ныне Волна-Шепелиновка) рассказывали о строительстве своей первой деревянной церкви: «Когда задумали строить церковь – бросили икону в воду. Три раза бросали – и три раза она приплывала на одно и то же место. На том и порешили - куда икону принесло, там и храм построить, а икона сия была Казанской Богоматери, потому так церковь и назвали».

Жемчужины русского зодчества по преданиям старины
Фото: Михаил Небольсин
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой
и нажмите Ctrl + Enter



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Нажимая кнопку «Отправить», Вы даете согласие на обработку персональных данных