История Усманского края неразрывно связана с историческими событиями в Воронеже. Жители усманских сел — участники строительства Российского военного флота. Служилые люди и крестьяне Усманского стана жили и работали в эпоху Петра Первого. Многие наверняка слышали проповеди Святителя Митрофана — воронежского чудотворца.
Год 1682. На Руси два малолетних царя — Иван V и Петр I, сыновья Алексея Михайловича Романова. Правит страной старшая сестра Софья Алексеевна. Благословил братьев на царство Святейший патриарх всея Руси Иоаким. В венчании на престол благочестивых царей Иоанна и Петра участвовал Митрофан, в том же году ставший первым митрополитом Воронежской епархии, образованной по решению Большого Московского
Собора. От Рязанской епархии в Воронежскую отошли города Воронеж, Елец, Костенек, Орлов (ныне село Орловой Урыв, Коротояк, Землянск с одноименными уездами. С годами епархия расширялась за счет новых поселений по рекам Битюг, Икорец. И Борщевский монастырь, что южнее Воронежа на 45 километров, также был приписан к молодой епархии. А монастырь — не только церковь да общежительный дом, но и много угодий луговых, хлебопашеских и хозяйства с крестьянами.
Петр I стал самостоятельно править государством в 17 лет и впереди у него были кроме прочих великих государственных дел и Азовские походы, Воронежская верфь и встречи с Митрофаном.
Между тем, приехав в Воронеж, как пишет А. Н. Бахметьева в сборнике «Избранные Жития Святых», «Митрофан ... с мудростью и великою заботливостью занялся паствой своей. Полный любви к ближним, он был доступен для каждого; принимал милостиво бедных и простых людей, помогал им всем, чем мог, часто посещал больных и заключенных в темницах, подавал им помощь, убеждал и утешал их словами христианской любви».
Поучая священников своей епархии, Митрофан призывал их вести прихожан праведным путем, доводить до них слово Божье, быть готовыми положить за них души свои. Ведь и Христос Спаситель учил, что «три есть различные образа спасения: слово учения, молитва при пособии Святых Тайн и пример жизни». Митрофан, обращаясь к духовенству, учил от Христа: «Действуйте и вы всеми тремя способами: подавайте пример доброй жизни, учите людей своих и молитесь о них… Будьте внимательны к болящим, чтобы не отошли от сей жизни без причащения Святых Тайн и помазания святым елеем».
Надо учесть, что наша епархия в те далекие годы (конец XVII в.) была бедной и в церковном отношении, и в мирском. В деревнях и селах жили не только крестьяне, казаки, служилые люди, но и скрывались беглые, бездомные, безземельные. И первому иерарху Митрофану «предстояло много труда и по улучшению благолепия бедных церквей, и по увеличению их, — особенно в Усманском и Борщевском станах, — к по поднятию умственного и нравственного уровня самого духовенства и умножению его состава, по открытию школ» (Поликарпов Н. Воронежский край в церковном отношении до учреждения епархии (1586—1862) // Воронежский епархиальный вестник. 1903. № 10).
Бывало, что архиерей вникал в спорные вопросы из жизни прихожан, наставляя их на путь истинный. Уже в первый год своей деятельности Митрофан писал в Орлов-городок. письме велел Орловскому голове Якову Ивановичу подьячих Насоновых к нему, Митрофану, поскольку они косили луга, издавна принадлежащие Акатову монастырю. В другой раз он пишет в Орловскую Богоявленскую церковь батюшке Стефану, чтобы тот прислал в архиерейский судный приказ орловских жителей Филиппа Косоурова да Федора Глотова, дабы прояснить вопрос о замужестве отроковицы Мавры, вышедшей за Дениса Агафонова. Но поскольку на нее претендовал Михаил Иванов, якобы имевший ее в женах, то поп Стефан провел дознание, и молодой муж Агафонов показал, что Мавра была девицей. Такие примеры влияния Митрофана на жизни людей я церквей приведены в «Воронежском юбилейном сборнике» за 1886 год.
Но деятельность Святителя Митрофана и всей епархии была, конечно, значительнее и шире. Достаточно сказать, что к ХVIII веку шли активная замена деревянных церквей на каменные и строительство новых церквей, а при них школ. В Воронежской епархии, когда ее южная граница доходила до Азова и Черного моря, насчитывалось 285 церквей и 17 монастырей. Это уже в петровские годы, когда Петр I жаловал епархии то очередной уезд, то монастырь с землями.
Петр I впервые посетил Воронеж в феврале 1696 года после неудачного дохода на Азов. Кстати, в первом азовском сражении участвовали и воронежские струги, лодки, плоты. Потерпев поражение, предприимчивый царь решает создать боеспособный флот. В Воронежских землях он увидел судоходные реки Воронеж и Дон, корабельные леса, достаточное продуктовое производство.
К весне 1696 года было построено два корабля и сам Петр I на галере «Принципиум» с отрядом судов и 4000 войска пошел из Воронежа на Азов. В июле Азов был взят, Россия закрепилась в устье Дона, а Воронежская епархия стала богаче на земли и население.
Воронежское кораблестроение продолжалось до 1711 года, было построено более 200 различных судов, в том числе корабли «Апостол Павел», «Апостол Петр», «Предестинация» (Божье предвидение), «Спящий Лев», «Старый Дуб», «Черепаха». Строились в Воронеже и малые суда — брандеры, галеры, струги. Кроме Воронежской верфи кораблестроение было в Таврове и на реке Осередь (нынешний Павловск). В 1699 году Петр I учредил флаг Российского флота — Андреевский, в честь Андрея Первозванного.
В создании флота участвовали и жители тогдашних сел нашего района. Усманцы не только сами работали на стройке, но и снабжали строителей продовольствием и прочими припасами. Мастера-судостроители из Орлова постоянно жили и работали на верфи. Парусное — село при впадении реки Там лык в Усмань — появилось в петровские годы, и здесь ткали полотна для парусов. В документальной и художественной литературе говорится о том, каким тяжелым был труд кораблестроителей. Они испытывали холод, голод, болезни. В большинстве своем строителями стали крестьяне, не приспособленные к такой работе. Протесты, побеги переросли в восстание, охватившее в 1707—1709 годах Дон, украинские селения. Восставших возглавил Кондратий Бyлавин. Бывали булавинцы и в Усмани Собакиной и дважды хотели пробиться в Воронеж, но неудачно. Разгромив восставших, правительство стало реформировать органы самоуправления. В 1708 году в России образовали 11 губерний с 50 провинциями. Воронежская провинция вошла в Азовскую губернию. С 1711 года центр губернии перевели из Азова в Воронеж. А с 1725 года губерния стала называться Воронежской. Усмань Собакина входила в Воронежский уезд Воронежской провинции.
Но вернемся к Петру I, который, как пишет А. Аббасов в сборнике «Воронеж — колыбель флота русского», посетил Воронеж 13 раз и прожил здесь 400 дней. А вот что говорил в зале Дворянского Собрания в 1886 году в связи с 300-летием Воронежа Г. М. Веселовский — член городской Думы: «Народная нелюбовь к затеям Петра в Воронеже выразилась в обыкновенном русском реактивном средстве — в побегах и пожарах. Тяжесть нарядной службы тем более увеличивалась, что рабочие должны были иметь свои запасы, подводы с лошадьми и кормом и топоры». Беглых строителей ловили и били батогами. Местным жителям не нравились и многочисленные пиры, устраиваемые царем и свитой. Не нравились иностранцы с их порядками, так не похожими, на русские обычаи. Новшества тех лет не принимали и народ, и Митрофан — архиерей Воронежской епархии. Но жизнь брала свое: корабли строились, бурлила в работах разноязыкая верфь, шумно жила Немецкая слобода. Здесь расположились адмиралтейство, склады, парусный двор, жили иностранные специалисты и сподвижники Петра I Меншиков, Зотов, Апраксин, Головин, царь имел деревянный дворец. Молодость Петра I проявлялась во всем: работа топором, пиры, катание на льду под парусом, скорое появление в разных местах по необходимости кораблестроения. Молодо, но хитро и умно вел он себя и в общении с Митрофаном бывшем уже в летах. Центром верфи и всей жизни тогда была старинная Успенская церковь, находившаяся при монастыре. Монахов перевели в Акатов монастырь. Случилось это в 1700 году, когдаПетр I повелел обустроить Успенскую церковь для нужд адмиралтейства. Митрофан же, назначенный «в богоспасаемый град Воронеж первопрестольником во святую соборную и апостольскую церковь Благовещения Пресвятой Богородицы», уже 14 лет до петровских деяний жил в Воронеже. Историки пишут по-разному про общение царя и архиепископа. Приведу отрывок ив «Избранных житий святых» А. Н. Бахметьевой: «Петр Великий очень любил Святителя и часто посещал его. Ревнуя о пользе Отечества, св. Митрофан не раз жертвовал собственные доходы для продолжения корабельных работ и для содержания ратных людей. Смело говорил он правду царю, не боясь обличать, когда какое-нибудь действие его было несогласно со строгими правилами благочестия. Так, царь, построив себе деревянный дворец в Воронеже, украсил его изображениями языческих богов. Св. Митрофан шел однажды к царю, но, увидев эти изваяния, воротился и велел сказать царю, что придет к нему только тогда, когда они будут сняты. Разгневанный Петр посылал за ним до трех раз и наконец грозил смертию, если Святитель не придет. «Мне же жити — Христос, а еже умрети — приобретение», — отвечал епископ; «тело мое в руках царя, он властен умертвить его, но на душу мою никакая власть человеческая не простирается... Мне лучше умереть, нежели нарушить долг святительского моего сана. Лучше мне умереть, нежели боязливым молчанием изъявить соизволение на поставление гнусных кумиров и на соблазн православному народу, младенчествующему в вере». Царь не настаивал. Но между тем Святитель, не зная его окончательного решения, готовился к смерти и велел звонить ко всенощной. Царь, услышав звон, прислал спросить, какой праздник и почему всенощная. Святитель отвечал: «Мне, как преступнику, словом царским изречена смерть и посему я спешу принести Господу соборное моление о грехах моих, да явит Он мне милость Свою и дарует спасение». Удивленный царь послал успокоить Святителя и немедленно велел снять со дворца своего языческие изображения».
При переустройстве Успенской церкви для кораблестроителей Петр I прислал из Петербурга церковных мастеров и иконописцев для росписи Божьего храма. Ведь в Адмиралтейской церкви (ныне восстановленной) освящались все воронежские корабля. На богослужениях присутствовал и сам царь; бывало, что и пел с церковными певчими. Службы в данной церкви проводили игумен Тит (1690—1700), а потом архимандрит Никанор — с 1700 года. Петр I считал, что церкви нужны только в помощь государевой деятельности. И в то же время, сообщая Митрофану об освоении корабельного дела, он пишет из Голландии в Воронеж: «... трудимся... ради приобретения морского пути, дабы искусяся совершенно, моги возвратиться и противу врагов имени Иисуса Христа победителями, благодатию его, быть». (Пушкин А С. История Петра). Дважды царь адресовал Святителю Митрофану благодарственные послания за денежные содействия в кораблес троении и содержании армии. К слову сказать, не только Воронеж, но и усманские места исторически отмечены именами Петра I и Святителя Митрофана. Так, М. А. Веневитинов в книге «Из воронежской старины» пишет об указе великого государя за 1701 год, посланном в село Хреновое Воронежского уезда. И был наказ лесному сторожу о выдаче леса Дмитрию Шаблыкину на починку избы. Разрешалось вырубать осинник и ольшаник от Хренового по реке Усмани до Собакино и вверх по Усмани до деревни Горок. «А много рубить не давать и казенный годной лес не рубить. А не то челобитчику и тебе, Федор Прохоров, будет смертная казнь». В следующем указе государя разрешалось рубить негодный лес на топку изб жителям Хренового.
А в письме воронежскому воеводе Петр I велит изготовить 86 стругов от Воронежской губернии, в том числе от Орлова — 4 струга и 100 четей муки, от Усмани Собакиной — 3 струга и 1000 четей муки. Для стругов гребцов дать от Усмани — 15 человек. Упоминались в государевых бумагах орловский вестовщик Левка Курасов да усманский атаман Борис Савин.
Святитель Митрофан руководил Воронежской епархией 20 лет и 8 месяцев (1682 —1703), посещал не только городские церкви, но и выезжал в отдаленные монастыри, приходы. Возможно, бывал и в нашей Димитриевской еще деревянной церкви, так как проезжал через Усмань Собакину, Орлово, направляясь в Толшевский монастырь, называемый также Константиновой пустынью. Ехал через дикий густой лес, где вольничали разбойники и, по преданию, «страшный Кудеяр с удалою своею дружиной» бесчинствовал на дорогах и в селениях.
Воронежские годы архиепископа Митрофана и государя Петра Романова были действительно созидательными. Это и становление православии, и строительство флота, и о многих промыслов, учреждений сторожевых служб. Выросло население Воронежа и его округи. Приезжие землевладельцы распахивали целину, организовывали все отрасли сельскохозяйственного производства. Крестьянство становилось основным населением в
крае. Использовав лучший лес для судового строительства, Петр I заботился о восстановлении лесов, их охране. В 1700 году он указал учредить почтовую связь от Москвы до Воронежа. 6 1701 году на этом пути были поставлены верстовые столбы и посажены деревья. По ним ямщики находили дорогу ночью и в непогоду. Через каждые 20 верст стояли ямские дома. В 1703 году была открыта первая школа грамотности в Воронеже. Царь уделял внимание и книгопечатанию, и изданию Московских ведомостей и календарей. Налаживалась торговля, в год проходило две ярмарки. Украшали город укрепленная цитадель, магазин в три этажа и несколько церквей. Стараниями архиепископа Митрофана церкви строились каменные с колокольнями, появились и мастерские по изготовлению церковной утвари.
Обратимся кратко к биографии Святителя Митрофана. Он родился в 1623 году недалеко от Владимира. До 40 лет служил в духовном звании, но овдовел и постригся в монахи Золотниковской обители. Был благочестив, добр и трудолюбив. Его рукоположили во священники и назначили управлять соседней Ахремской обителью. За десять лет он построил здесь новую церковь, снабдил обитель всей положенной утварью. Патриарх Иоаким поручил ему другой монастырь — Желтоводский в окрестностях Галича. Семь лет службы и снова строительство церкви, благочестивые отношения с прихожанами. Сам царь Федор Алексеевич одаривал этот монастырь богатыми дарами. Все 20 лет службы в Воронежской епархии (с 4 апреля 1682 г.) Митрофана любили православные, почитали его за доступность, смиренность и великую заботу о служителях и пастве вверенной ему епархии. Умер архиепископ Митрофан на 81 году жизни 23 ноября 1703 года, успев принять схиму и причаститься Святых Тайн. «Жития святых» сообщают, что при кончине он повторял слова: «Кто даст мне крылья, яко голубины, и полечу и почию?» Оставил он и завещание — около 12 листов, где поучал братию жить в благочестии и молиться за него, Митрофана. Просил похоронить его в простой монашеской одежде, просил прощения у всех, кого обидел или оскорбил. Узнав о кончине Митрофана, царь Петр 1 приехал в Воронеж и 4 декабря участвовал в погребении епископа, нес гроб с телом до усыпальницы вместе со своею свитой. Опустили гроб в землю и, обращаясь к русским людям и к иноземцам, Петр I говорил: «Не осталося у меня такого святого старца, ему же будь вечная память». Материал о Митрофании собрал Е. Болховитинов. И многие другие краеведы пишут о нем в своих публикациях.
К месту погребения Святителя Митрофана долгое время приходили воронежцы и жители окрестных сел. Совершались панихиды с молитвами о помощи в болезнях и скорбях. Многие из верующих получали исцеление. В 1718 году был открыт новый каменный Благовещенский собор (вместо двух старых от 1620 и 1684 г. построек). Кстати, в новом соборе поставили прежний иконостас, сделанный при Митрофане. В этот собор перенесли с молитвами и невредимое тело схимонаха, епископа. В 1832 году в день Преображения Господня состоялось прославление святых мощей. С этого времени — 7 августа по старому стилю, а по новому 20 августа — русская православная церковь отмечает день Обретения мощей свт. Митрофана, епископа Воронежского. Й город стал местом паломничества тысяч верующих. Примеры чудесных исцелений публикует «Воронеж православный». Так, восьмилетняя девочка Маша Жукевич страдала нервной болезнью, неподвижными были руки, ноги, онемел язык. Врачи не могли помочь ей. Родители принесли ее ко гробу Святителя Митрофана, отслужили панихиду и накрыли больную мантией Святителя. Девочка спокойно заснула, вспотела, а проснулась утром несколько подвижной. На третий день заговорил, через некоторое время стала ходить и выздоровела. Было это исцеление в марте 1830 года.
К 1836 году оформился Митрофаковекий (Благовещенский) монастырь, где продолжала находиться рака с мощами Святителя. В годы Октябрьской революции и гражданской войны в монастыре прятались белогвардейцы. Новая власть закрыла монастырь, а мощи Митрофана были переданы в 30-е годы в областной краеведческий музей. Митрофановский монастырь был разгромлен в годы Великой Отечественной войны. Ныне на его месте высится главный корпус ВГУ. И только Митрофановский святой источник под горой напоминает о бывшем монастыре. А в Новгороде в память тысячелетия Руси (1862 год) был воздвигнут памятник, в коем увековечено имя Святителя Митрофана – высокочтимого Просветителя Руси – рядом с именами Петра Первого, Александра Невского, Михаила Ломоносова.
В 1990 году Святые мощи Митрофана вернулись из музея в главный Воронежский со6ор - Покровский. Пожилые и молодые, больные и здоровые идут к Митрофану, в схиме – к Макарию, с мольбами о здоровье тела и души. Приезжают и наши сельчане, и гости со всей Руси великой. Придите к Свягителю и вы. Да будет и вам по вере вашей.
Петр Великий также остался на воронежской земле в ее исторической памяти. Памятник ему в Воронеже был воздвигнут в 1860 году под руководством архитектора Кюи и скульптора Шварца. В 1942 году памятник уничтожили фашисты, и долгие годы Петровский сквер был без Петра. Наконец в 1956 году новая бронзовая фигура русского государя встала на свое прежнее место — старый пьедестал. Автор скульптуры Н. П. Гаврилов передал в памятнике решительность, ум и деятельную веру Петра Первого в могущество и славу России.
Надежда БЕЛЬСКАЯ