Какие бывают подшипники, какие задачи выполняют и по каким критериям их выбирают
Подшипник – важная составляющая любого механизма, чей алгоритм работы основан на вращении, перемещении или качении. Главная задача этого конструктивного элемента – воспринимать приложенные к оси или валу нагрузки и перенаправлять их на корпус, раму или другие части устройства. От качества исполнения этой детали зависит КПД и эксплуатационный ресурс машины. В. Даль в своем словаре очень точно дал определение указанному термину: «Это подушка и опора любого механизма, на которой покоится шип оси и вала. Это и отражено в слове – «под шип». Данная деталь применяется в строительстве автомобилей, судов, авиалайнеров, производстве оборудования (медицинских, станочных, швейных агрегатов, сборочных конвейеров и др.), бытовой техники, детских качелек и пр. Купить подшипник в Москве не сложно.
Основные разновидности
По конструктивной особенности указанные комплектующие классифицируются на две основных категории:
- элементы скольжения. В зависимости от направления восприятия нагрузок, выделяют комплектующие трех видов: втулки скольжения, «подпятник» (упорный тип, способный к восприятию только осевых усилий) и самоустанавливающиеся изделия. Первые применяются в роли концевых и промежуточных опор вала. Они рассчитаны на усилия, направленные по радиусу вкладыша. Главная функция самоустанавливающихся деталей – компенсация неточностей выполнения монтажных работ. К тому же их применяют в условиях сильного вибрирования и биения вала;
- элементы качения. Конструктивно они представляют собой кольцо со вставленной обоймой цилиндрической формы. Вращение последней обеспечивается телами качения. В качестве них выступают ролики и шарики.
С целью минимизации износа, тела отделены между собой с помощью сепаратора (полимерного штампованного или механически обработанного). Соответственно, выделяют два основных типа этих деталей: шариковые (самый распространенный вид) и роликовые. В последнем случае тела могут иметь различную форму: иголок, сферы, конусов и цилиндриков. Роликовые игольчатые элементы – самые компактные, но нагрузку воспринимают только радиальную, не терпят перекосов. Изделия со сферическими телами предназначены для тяжелых условий эксплуатации. Они рассчитаны на большие радиальные и небольшие двухсторонние усилия. Изделия с коническими телами хорошо воспринимают радиальную (действует в направлении, перпендикулярном оси подшипника и, как правило, направлена к центру вала) и аксиальную нагрузку.
В зависимости от допустимого направления усилий, подшипники качения классифицируются на несколько типов:
- радиальные;
- упорные (осевые или, другими словами, аксиальные);
- радиально-упорные;
- упорно-радиальные.
Первые выдерживают радиальную, направленную к центру вала, нагрузку (не компенсируют перекосов). Упорный тип рассчитан на аксиальные усилия. Радиально-упорный воспринимает и перенаправляет радиальную нагрузку, но может выдержать и определенную осевую. Упорно-радиальный тип работает наоборот.
Другие критерии классификации изделий – это количество рядов тел и способность к самостоятельной установке. В первом случае выделяют однорядные и двухрядные детали, во втором – самоустанавливающиеся и несамоустанавливающиеся.
Критерии выбора подшипников
При покупке деталей учитываются такие моменты:
- область использования;
- эксплуатационные условия;
- вектор действия (направлены перпендикулярно или параллельно оси подшипника) нагрузок;
- величина усилий;
- количество полных оборотов вала в минуту;
- рабочий температурный диапазон;
- размеры.
Цена этих изделий зависит от материала изготовления, конструктивных особенностей, типа защитных уплотнений, степени точности.